Бизнес-форум «Телеком российских столиц: ИКТ на службе города» состоялся 21 февраля 2018 г. в Санкт-Петербурге, в отеле Azimut. Участие в мероприятии приняли 230 профессионалов, что оказалось на 30% больше, чем предполагал организатор – информационная группа COMNEWS. Участниками форума стали представители правительств и администраций многих городов России, энергосбытовых и иных коммунальных предприятий, производителей электронных приборов учета, региональных и федеральных операторов связи, разработчиков и интеграторов цифровых решений, а также эксперты отрасли, журналисты деловых и отраслевых СМИ.
Генеральным партнером форума «Телеком российских столиц: ИКТ на службе города» выступила компания «МегаФон», Инфраструктурным партнером стала компания «Ростелеком», а партнерами форума - MSK-IX, Группа компаний «Русские Башни» и АО «ЭР-Телеком Холдинг». Спонсорами регистрации выступили Национальный исследовательский институт технологий и связи (НИИТС) и компания VAS Experts (СКАТ DPI), спонсором кофе-пауз был «Комфортел», также мероприятие состоялось при участии ООО «АйСиБиКом» и ООО «ЛайфСтрим» («Смотрёшка»).
Форум прошел при поддержке Клуба ИТ-директоров «я-ИТ-ы» ЦФО, Ассоциации центров мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и единых дежурно-диспетчерских служб (Ассоциация «АМЕДС») и Международной академии связи (МАС).
Операторские компании позиционировались на форуме не как провайдеры традиционных услуг связи, а как владельцы цифровой инфраструктуры, без которой невозможно создать «умный город». Не случайно директор, СПб ГУП «АТС Смольного» Феликс Касаткин, выступая в пленарной сессии, сравнил цифровые технологии и инфраструктуру с фундаментом дома, без которого он едва ли будет прочным (хотя премии получают архитекторы за внешний облик, а создатели фундамента обычно остаются за кадром).
Форум показал, что вопрос создания «умных городов» в РФ назрел, но пока эта работа находится на ранней стадии. Несколько российских городов буквально в 2017 году создали программы и проектные офисы «Умный город» (среди них – Петербург, Севастополь и Сочи). Генеральный директор ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» Алмаз Валиуллин отметил: «Пока упакованного решения «умный город» или «умный регион» у нас нет - проекты в отдельных сферах и городах постепенно собираются в единое решение, которое принесет пользу гражданам». Среди таких проектов Алмаз Валиуллин назвал государственную информационную систему (ГИС) «Народный инспектор» и ГИС «Народный контроль», а также карту жителя. По его данным, пилотный проект «Карта жителя» власти Татарстана запустили в 100-тысячном Зеленодольске, где уже 50% взрослого населения получило такие карты (на них реализованы медицинские, транспортные и банковские сервисы).
Специальный представитель Губернатора Санкт-Петербурга по вопросам экономического развития и заместитель руководителя проектного офиса «Умный Санкт-Петербург» Анатолий Котов рассказал, что проектный офис создает реестр проектов умного города - базу данных, которая содержит актуальную информацию о перспективных разработках и технологиях в области решения городских задач. Приоритетами проектного офиса «Умный Санкт-Петербург» являются безопасность, повышение качества решений городских властей, здравоохранение, транспорт, ЖКХ и ресурсосбережение. В первую фазу проектов, отобранных офисом, попали 40 инициатив. По словам Анатолия Котова, город готов инвестировать в инфраструктурные проекты, а реализацию остальных увязывает с интересами бизнеса или схемой частно-государственного партнерства.
Представители многих городов и регионов отмечали, что единого понимания того, что такое «Умный город», пока не существует. «В госпрограмме «Цифровая экономика» региональной составляющей фактически нет, и каждый регион, каждый муниципалитет ищет себя», - заявил руководитель Департамент информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области Анатолий Дюбанов. При этом он заметил, что Новосибирская область стала первопроходцем с России, еще в 2016 г. приняв Программу реиндустриализации областной экономики до 2025 года – а проекты «умный город» исходят уже из этого документа.
Руководитель приоритетного проекта «Умный город Севастополь» Департамента экономического развития города Севастополя Петр Даричев сказал: «Умный город – это новое качество жизни, но общего понимания по этой теме пока не сформировано. Возможно, поэтому Минкомсвязи убрало главу «Умный город» из финальной версии программы «Цифровая экономика».
Руководитель Управления информатизации и связи Администрации города Красноярска Андрей Карасев смотрит на ситуацию оптимистично: «Проекты «умный город» обязательно состоятся, так как идут снизу – их активно инициирует бизнес. Технологии проникают в жизнь, меняют городскую среду, а государство, по сути, догоняет эту ситуацию и пытается возглавить процесс». Андрей Карасев также считает, что «умный город» невозможно создать без коммуникационной инфраструктуры. Одним из проектов в этом направлении стал «Уличный Wi-Fi», который позволил привлечь восемь Интернет-провайдеров, которые бесплатно для властей и жителей Красноярска предоставляют услуги доступа более чем в 200 общественных местах города. Новой инициативой красноярского Управления информатизации и связи является передачи «последней мили» в жилых домах из зоны ответственности оператора к управляющей компании. Эти шаги стали частью работы, которая вывела Красноярск на пятое место в рейтинге «умных городов» России на основе 26 показателей (после Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга) – это исследование в конце 2017 г. опубликовал НИИТС.
Выступая на форуме «Телеком российских столиц: ИКТ на службе города», коммерческий директор АО «НИИТС» Сергей Тарасиков заявил, что в сфере «умного города» необходима стандартизация – начиная с базовых определений. По его словам, в Росстандарте уже существует рабочая группа по «умному городу», и в течение ближайших нескольких месяцев она должна выдать результат. «Умный город – не самоцель, а инструмент, который поможет городу решить ключевые социально-экономические задачи, – полагает Сергей Тарасиков. – И прежде, чем писать концепции и стратегии, нужно создать инфраструктуру. Универсального подхода в создании умного города не существует – все города разные, и у каждого свой путь».
Как выяснилось на форуме, и за рубежом в создании «умных городов» есть немало белых пятен и проблем – причем даже в тех мегаполисах, которые аналитики всего мира приводят в качестве модельных примеров. Так, из выступления Манеля Санромы – идеолога и создателя «умного города» в Барселоне, который в 2011-2015 гг. являлся CIO в Городском совете Барселоны, а ныне возглавляет Открытое правительство Каталонии – выяснилось, что новый мэр Ада Колау, пришедшая к власти осенью 2015 г., заморозила почти все элементы «умного города», которые в феврале 2015 г. вывели Барселону на первое место в рейтинге умных городов мира исследовательской компании Juniper Research. Как отметил Манель Санрома, Ада Колау является социалистом, и причиной остановки проекта «умный город» стало то, что предыдущая городская администрация, по ее мнению, «продала город» международным корпорациям. «Сейчас у мэра и чиновников Городского совета Барселоны стало возникать понимание, что «умный город» полезен для жителей, поэтому его пытаются реанимировать. Но больше двух лет, к сожалению, потеряно», - подчеркнул Манель Санрома.
Пока далек от идеала и проект City Data Exchange Copenhagen, который при запуске в коммерческом режиме в мае 2016 г. позиционировался как первая в мире городская цифровая платформа для обмена данными между муниципальными структурами, бизнесом и гражданами. Спустя почти два года с момента старта эта городской биржи по обмену данными в Копенгагене платформа способна предоставить лишь исходные («сырые») данные, которые являются столь разрозненными, что не позволяют даже самостоятельно провести их анализ или обобщение. Как рассказал на форуме в Петербурге Петер Бьерн Ларсен – создатель City Data Exchange Copenhagen, который в 2015-2017 гг. занимал пост ее директора, а в октябре 2017 г. организовал и возглавил компанию Smart City Insights ApS, консультирующую власти Копенгагена, Берлина, Эдинбурга и др. городов – главной причиной неудовлетворительного результата стало то, что многие городские структуры не захотели предоставлять городской бирже по обмену данными информацию. Именно этот факт не позволил обеспечить полноту данных, поэтому и планировавшаяся в City Data Exchange Copenhagen обработка с выдачей аналитических прогнозов на базе механизмов Вig Data так и не началась.
Форум «Телеком российских столиц: ИКТ на службе города» показал критическую важность обмена мнениями, подходами и лучшими практиками создания «умного города» между различными регионами и городами. Заместитель руководителя проектного офиса «Умный Санкт-Петербург» Анатолий Котов даже предложил создать соответствующую ассоциацию, предварительно обсудив этот вопрос с представителями администраций различных городов России на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ 2018 состоится 24-26 мая). По этой же причине информационная группа COMNEWS уже запланировала новый форум по применению цифровых технологий для создания «умного города» и «умного региона» на февраль 2019 г.
Читайте также:
"Умный дом" и "умный город" в новейшей книге "Мобильная связь на пути к 6G"
Умный транспорт в умном городе. Какими будут автомобили будущего?
Официальная группа портала 1234G.ru вконтакте. Присоединяйтесь!
Фрагмент книги «Мобильная связь на пути к 6G»
{jcomments on}