Телекоммуникационная отрасль одна из немногих, которая в настоящее время освоила и активно инвестирует в решения Big Data. Операторы связи уже не только их внедрили и научились использовать, но и пожинают финансовые плоды. Согласно исследованию IDC, по итогам 2016 года доход мирового рынка Больших Данных увеличится более чем на 11%. И такая тенденция сохранится в ближайшие 3 года. Именно телекоммуникационные компании, по прогнозам аналитиков, станут лидерами по среднегодовому приросту доходов от Big Data. И именно в этой сфере множество точек роста и источников информации для Big Data.
Специалисты отмечают, что Big Data – это не сама цель. Это только инструмент, призванный качественно модернизировать ту или иную отрасль. Сама идеология Больших Данных реализуется через специфицированные под бизнес-потребности приложения. Собрать данные недостаточно. Их следует анализировать для достижения конкретной цели. Очевидно, что бизнесу важны не новые инструменты, а доход от них, поэтому проекты по внедрению Big Data оцениваются в том числе с точки зрения их монетизации, которая часто не проявляется в кратко- и даже среднесрочной перспективе. Длительную окупаемость и риск убыточности называют главной причиной, тормозящей развертывание Big Data. Данное поведение может спровоцировать два сценария в телекоме: стагнацию отрасли или появление новых «смелых» игроков.
Согласно исследованиям IBM Institute for Business Value, свыше половины компаний, в том числе телекоммуникационных, применяют Big Data для эффективного маркетинга. Она позволяет отслеживать потребительское поведение, организовывать точечные маркетинговые мероприятия и предугадывать потребности клиентов.
Использование технологии Больших Данных продиктовано и тенденциями в телеком-сфере. Например, аналитика Cisco сообщает, что объем потребляемого только в России мольного интернет-трафика к 2020 году возрастет на 800% по сравнению с 2015 годом, что создает колоссальную нагрузку на сети. Кроме того, в ближайшем времени начнет глобальное распространение концепция интернета вещей, которая требует общей интернет-среды и обмена данными между «умными» объектами. Мобильные операторы прогнозируют скачок объема хранимых и обрабатываемых данных, поэтому нацелены на передовые технологии.
Федеральные операторы не отстают от телеком-тенденций, улучшая тем самым уровень предоставляемого сервиса и повышая эффективность процессов.
МегаФон использует Big Data для создания эффективной инфраструктуры сети. Компания оценивает потребность того или иного региона в строительстве дополнительных базовых станций, замеряя объем спроса на услуги. В области маркетинга и работы с клиентом МегаФон использует Большие Данные для формирования гибких тарифных планов и индивидуальных услуг, оперативной обработки возражений, а также для пресечения мобильного мошенничества при подмене номеров.
МегаФон реализует Big Data и как В2В-решение, снижая стоимость принятия решения в отраслях экономического и городского планирования. Например, предоставляет собранные сетью обезличенные данные, которые позволяют делать вывод о структуре населения города и взаимодействия его жителей с городской инфраструктурой. МегаФон сотрудничает с РЖД, предоставляя платформу для анализа пассажироперевозок.
МТС также нашел широкое применение возможностям Больших Данных. Для формирования операторской сети компания анализирует динамику движения абонентов внутри города и, выявляя тем самым точки массового скопления абонентов, что позволяет предотвратить перегрузки за счет совершенствования сетевой инфраструктуры. Кроме того, МТС ведет пилотный проект в Москве по развитию розничной сети с помощью решений Big Data. Технология замеряет пешеходный трафик в планируемом месте открытия офиса и на основании полученных данных принимается решение о целесообразности его открытия, требующемся количестве консультантов, площади помещения, а также о видах акций, товарном ассортименте и приоритетных для клиентов мобильных, фиксированных и банковских услуг. МТС применяет инструменты технологии для бизнес-аналитики профиля клиента, чтобы сформировать для него индивидуальное предложение, а также считает перспективным направлением финансовые сервисы. Финансовые приложения позволяют оценивать платежеспособность клиента для выдачи кредита. Они проявили настолько высокую эффективность, что оператор планирует сотрудничать с банками, поставляя им сервис по мониторингу подозрительных активностей с SIM-картой абонента, к номеру которого привязаны банковские карты.
Вымпелком, в свою очередь, инструментами Big Data продвигает свои услуги. Анализ потребляемых услуг каждым абонентом позволяет эффективно выбирать место для нового офиса, вести мониторинг передвижения абонентов, устранять мошенничество и бороться с оттоком клиентов. В прошлом году оператор заключил партнерское соглашение с компанией Яндекс с целью расширения решаемых Big Data практических задач. Решения Яндекс помогут регулировать отток клиентов, сегментировать абонентов по потребности в ШПД, улучшить качество обслуживания в call-центрах и, как следствие, предлагать тарифные планы под потребности абонентов и реализовывать более точный маркетинг. Таким образом Вымпелком планирует оптимизировать затраты и увеличить эффективность компании.
Таблица – Области применения Big Data «большой тройкой»
- расширение розничной сети - повышение качества связи - оценка кредитных рисков заемщика |
МТС |
- анализ профиля абонента - маркетинговые мероприятия - персонализация тарифных планов - предотвращение мошенничества
|
- оптимизация инфраструктуры беспроводных сетей связи - реализация В2В-решений |
МегаФон |
|
- расширение розничной сети - регулирование оттока клиентов - сегментация клиентской базы - повышение качества обслуживания в колл-центрах |
Вымпелком |
С техническими особенностями функционирования концепции Big Data на сетях операторов мобильной связи, а также с другими техническими решениями можно ознакомиться в книге "Мобильная связь на пути к 6G".
Читайте также:
Big Data как конкурентное преимущество
Развитие рынка мобильной связи до 2022 года
Операторы мобильной связи России тестируют решения по оптимизации использования частотных ресурсов
Перспективы развития технологий мобильной связи. От 4G к 5G и 6G.
Перспективные направления развития ИТ-рынка по прогнозам Gartner
{jcomments on}